12:10 

Kind Light
I abhor the dull routine of existence.(c)
21.02.2013 в 01:03
Пишет Джордано:

Юй Хуа "Десять слов про Китай"


Замечательная книга про Китай. Она состоит их десяти очерков, каждый из которых озаглавлен и связан с одним словом, актуальным для современного Китая и самого писателя. Все эти слова на обложке. Это, конечно, не "все о современном Китае", как та самая обложка обещает - но многое и интересно. Рассказы о современности перемежаются воспоминаниями времен культурной революции, а серьезность переплетается с хорошим юмором. И достаточно часто ловишь себя на мысли, насколько наши культуры разные - и одновременно, насколько многое в современном и недавнем Китае напоминает нашу историю.
Очень рекомендую, в общем. :)
И отдельные понравившиеся кусочки.

"Липа"
... B современном Китае нельзя трогать только стоящих y руля отечественных руководителей — a также еще не умерших руководителей-пенсионеров. Всех остальных можно высмеивать сколько угодно. Великий вождь, великий руководитель, великий полководец, Великий Кормчий Мао Цзэдун через сорок три года после смерти тоже стал персонажем рекламы. B октябре 2009 года, в шестидесятилетнюю годовщину основания КНР, в провинции Чжэцзян y одного из караоке-баров вывесили огромные постеры. На них Мао Цзэдун в военной форме увлеченно распевал патриотические песни. Напоминал он при этом не великого вождя, a скорее мелкого чиновника, проводящего вечера в барах и ночных клубах. Внизу перечислялись предлагаемые для исполнения песни: «Ты празднуешь сегодня день рожпенья», «Моя Отчизна», «Люблю тебя, Китай», «Китайцы», «Песня o Родине» и т.п. Работники караоке-бара гордо пояснили, что создали постеры специально к светлому празднику. B 2008 году на родине Мао Цзэдуна, в провинции Хунань, провели всекитайский конкурс липовых маоцзэдунов. Работник местного отдела культуры пояснил: «Это инновационный подход к увеличению туристических потоков и дальнейшему развитию нашей сферы услуг». Co всей страны съехалось сто тридцать мао-цзэдунов. До финала дошло только тринадцать. На пресс-конференции все они сидели в президиуме c липовыми родинками на подбородке, c сигаретой в руке, положив ногу на ногу. Один надел восьмиугольную фуражку времен гражданской войны, y остальных волосы были зачесаны назад, как на портретах Великого Кормчего.
...
Поэтому накануне китайского Нового года видеоканалы Интернета показывают липовые новогодние концерты параллельно c официальным, идущим по телевизору. B 2009 году их было более десяти. Такие концерты активно рекламируются — по улицам ездит машина «штаба концерта», проводятся пресс-конфеpенции, раздают рекламки люди, называемые «ящиками с макулатурой». Реклама составляется весьма изобретательно, например, пишут почерком Мао Цзэдуна: «Творец народного концерта — сам народ». Теперь многие, в особенности молодежь, предпочитают эти «народные концерты». Получается, что у липы есть и положительная сторона: это ответ слабых — сильным, народа —властям, низовой культуры — элитарной.

"Мухлеж"
Изначально соответствующее китайское слово значило «покачивание», например, так могли сказать o рыбачьей лодке или o листьях на ветру. Потом оно стало употребляться в просторечии и означать мошенничество, бахвальство, демагогию, провокацию, вранье, очковтирательство, розыгрыш... Сегодня понятие «мухлеж» популярно в Китае не менее, чем «липа», но если «липа» вышла из народной гущи, то y «мухлежа» есть автор —это Чжао Бэньшань, знаменитый комик с северо-востока Китая. B сцепке «Как продать костыли» он говорит: «Я могу так намухлевать, что прямой станет кривым, дохлый живым, болтун станет заикаться, бегун станет спотыкаться!» И действительно внушает здоровом;' человеку, что тот хромой, и раскручивает его на покупку плохих и дорогих костылей.
После того, как этот номер показали в самой рейтинговой передаче китайского телевидения — новогоднем концерте, по всей стране «мухлежом» стали называть то, что раньше называли мошенничеством, хвастовством, подстрекательством, издевательством, надувательством. Причем, в отличие от этих неодобрительных слов, «мухлеж» звучит вполне невинно и нейтрально. Поэтому он не сходит c нашего языка, говорим ли мы о политике, истории, экономике, культуре, чувствах, желаниях, воспоминаниях. И помогает нам оправдывать обман.
...
B прошлом году, за десять дней до открытия Олимпиады, местная газета писала: «В августе Пекин станет самым оживленным городом Земли. Сюда съедутся не только лучшие спортсмены, но и богатейшие люди мира. Среди них Билл Гейтс. Этот гигант программного обеспечения, вложивший миллиарды долларов в благотворительность, на этот раз поселится не в гостинице, a в традиционной китайской усадьбе, возведенной на крыше небоскреба. Отсюда он сможет любоваться лежащими внизу бассейном Водяной куб» и стадионом «Птичье гнездо»... В усадьбе два яруса, площадь —семьсот квадратных метров. «Эти усадьбы не предназначены для продажи. Мы их сдаем как минимум на год. Плата — сто миллионов юаней в год», — пояснила нам госпожа И из компании, владеющей недвижимостью». далее госпожа Й рассказала o неслыханнoй щедрости Биллa Гейтса, a еще больше — o превосходных качествах постройки. Она «напоминает царственного белого дракона», a место для нее было выбрано «великим мастером фэншуй». Оказывается, хотя миллионеры (госпожа И не вправе называть имена) наперебой изъявляют желание снять апартаменты, еще есть возможность поселиться рядом c Гейтсом. «Но сначала нужно прислать нам информацию o своей компании. Если ваша заявка будет утверждена, вы сможете осмотреть усадьбу, и только тогда будет решаться вопрос o соседстве». Это интервью перепечaтали многие китайские СМИ, об усадьбах на небоскребе вмиг узнало по меньшей мере сто миллионов человек. Й только тогда информация дошла до Гейтса, который через свой фонд официально заявил, что она не соответствует действительности. Через несколько дней председатель совета ди-ректоров компании «Майкрософт-Китай» господин Чжагн Яцинь косвенно подтвердил на пресс-конференции, что это была утка, специально запущенная риелтором. Риелтор ответил, что никогда не утверждал, что сдает усадьбу Биллу Гейтсу, но местная газета, c которой все началось, настаивала, что действительно брала интервью у ИХ сотрудницы. Однако общественность переключилась на другой вопрос: сколько же должна стоить аренда квадратного метра, если общая сумма — сто миллионов юаней?! Да эту усадьбу можно было бы купить в десять раз дешевле! Газеты назвали эту историю «лучшим мухлежом 2008 года». Такие новости публикуются в Китае регулярно. Это мошенничество, но журналисты знают, что вряд ли кто-нибудь обратится в суд. Y нас в обществе к мухлежу принято относиться снисходительно. Часто мухлеж играет роль рычага, позволяюшего получить большую выгоду малы ии средствами. Не зря Архимед сказал o нем: «Дaйте мне точку опоры, и я переверну Землю!» Например, так действую и китайские издатели. Ha новом романе, который никто еще и не думал переводить на английский, написали,что Голливуд вложил в его экранизацию триста миллионов долларов. Не успел я удивиться размаху, небывалому даже для Голливудa, как на двух других романах прочитал, что их экранизации обойдутся американцам в восемьсот миллионов каждая. Эти две книги стали бестселлерами, a первая — нет. Как говорят китайцы, если врать, то по-крупному. Сущность мухлежа отражена и в уже цитированном лозунге времен «большого скачка» «Будем мы в мечтах храбрее — будут и поля щедрее!», и в китайской пословице: наглый жрет, трусливый мрет. Расскажу, как c помощью телемухлежа разбогател один предприниматель из народа. Это было лет двадцать тому назад. Еде не наступила эра Интeрнeтa, но газеты и экраны уже затопила многообразная, многоуровневая, многофункциональная и многополярная реклама —иностранная, отечественная, изысканная, пошлая, агрессивная, сексуальная. Неоновые надписи и рекламные шиты рекламировали легальные компании, a подпольные фирмы обклеивали своими листовками все столбы и нaдзeмные переходы. Хунвейбины co своими жалкими дацзыбао плакали бы от зависти! Самыми престижными считались пять секунд рекламы перед вечерними новостями. Телевидение только начало продавать рекламное время аукциона и еще никого не проверяло. даже нищий мог переодеться в костюм и участвовать в торгах под видом миллионера. Победителей, назвавших наибольшую цену, СМ И называли «королями аукциона», и эта реклама была гораздо эффективнее, чем продаваемые секунды. Пpeдпринимателю-герою нашей истории надоело мыкаться co своей фирмой, капитал которой не превышал нескольких десятков тысяч юаней. Сколько он мог заработать при самом лучшем раскладе? Разве что миллион. Но он придумал выход. Приехал в Пекин, скромненько вошел в аукционный зал, полный представителей гигантских государственных предприятий и их конкурентов-чaстников, тихонько сел в заднем ряду и начал торговаться. B конке концов он «купил» звание «короля аукциона» за фантастическyю сумму — восемьдесят миллионов юаней. Вернувшись в свой городок, он явился к мэру и секретарю горкома и скромно сказал: —Для всех жителей нашего города я завоевал титул «короля телеаукциона». Но мне не хватает денег. Если вы меня поддержите, в нашем городе будет выдающийся предприниматель. Если нет, — известный на всю страну мошенник. Вы, конечно, поступайте как считаете нужным. В то время на местах боролись за ВВП. Любой ответственный работник мечтал иметь y себя великoгo бизнесмена. A крупный мошенник на подведомственной территории означал заминку в карьере. Поэтому партсекретарь c мэром срочно посовещались и решили дать наглeцy заем в двести миллионов юаней. Вернее, заем предоставил местный коммерческий банк, но тогда они, как правило, слушались администрации. Ободренный успехом, предприниматель продолжил мухлевать и в итоге действительно прославился на всю страну. Теперь расскажу две истории o том, как народ мухлюет c властью, и две — как власть мухлюет c народом. Простые люди мухлюют по мелочам. За неимением высоких начальственных покровителей, они опираются на поддержку семьи. Года три назад в одном городе отдел народного образования решил повысить процент школьников, поступающих в университеты, и объявил, что все учителя должны сдать экзамен на профпригодность. Несдавшие увольнялись. Из соображений социалистической гуманности от экзамена освобождались вдовцы и разведенки c детьми. Когда мой сын пошел в первый класс, я познакомился c разветвленной системой наших школьных экзаменов. Дополнительные утренние занятия, опросы, месячные контрольные работы, зачеты, экзамены в середине и конце полугодия... Детей превращают в автоматы для сдачи экзаменов. Теперь в роли испытуемых оказались бедные педагоги. И они выдержали испытание c честью: дружно развелись, принесли в гороно освобождающие справки, а потом дружно поженились снова. Народ такое поведение одобрил:
- Мозговитые y нас учителя!
B ситуациях, когда европейцы здороваются, китайцы нередко спрашивают друг друга:
- Вы уже обедали?
Местные учитeля при встрече интересовались:
- Вы уже развелись?
B результате на экзамен явилось меньше трети местных наставников юношества — холостые, бездетные и самонадеянные. Когда тучи рассеялись, среди работников образования стали популярны повторные браки, a c ними — и приветствие:
- Вы уже поженились?
Вторая история связана co стремительной урбанизацией Китая. C восьмидесятых годов города поглощают близлежащие деревни. Крестьян из сносимых хижин переселяют в многоквартирные дома и дают им городскую прописку. Размер жилплощади вычисляется по сложнейшим правилам: учитывается и бывшая площадь, и количество проживающих, a главное —их семейное положение. Поэтому крестьяне не-прерывно женятся, разводятся и женятся на ком-нибудь еще. Несколько лет тому назад в поселке на юго-западе Китая фиктивно развелось и вступило в фиктивный брак 95 процентов крестьянского населения. В ЗАГСе замучились шлепать печати — месячная норма браков и разводов была превышена в десятки раз. Одна ветреная бабулька на склоне лет трижды сходила замуж. Вернее, ходить она не могла — ее притаскивaли на закoркaх цветущие юные женихи. Был и дедушка, расписавшийся c молодой. Этот никак не хотел разводиться. Не действовали ни мольбы, ни слезы, ни даже деньги. На уговоры родственников он пылко отвечал:
- Люблю я ее!
А вот другой человек никак не хотел жениться обратно — все тянул, тянул... Но бывшая подруга жизни не отставала. Пришлось признаться:
-Давно хотел c тобой развестись, a тут такой повод! Правительство не остается перед народом в долгу. C начала реформ власти пристрастились к аукционам. B частности, с молотка продают названия улик, мостов, площадей, районов. Так компании могут увековечить свою продукцию. Местные жители иронически предлагают названия: улица Женского счастья (гинекологическое лекарство), плошaдь Старичка-мозговичка (средство, якобы улучшающее мозговое кровообращение). Да чего мелочиться —назовем наш город Koкa-Kолой! Главное - не продешевить. Руководство поясняет: это рабочий момент, инициатива только обсуждается. Да и в любом случае, платное присвоение названий будет регулироваться тщательно разработанным законодательством. Пока Проект не вoплoщен в жизнь. Но городские чиновники не устают рассуждать o необходимости перейти «на рыночные рельсы» . Вот две истории об административном мухлеже с этими рельсами. B городе Нэйцзян (провинция Сычуань) власти продали лоточникам тротуары! Я поразился: a пешеходов куда девать? На проезжую часть? Знакомый муниципальный деятель успокоил:
- Это y нас обычная практика. Право торговли на тротуаре много где предоставляется по конкурсу.
В городе Сянтань (провинция Хунань) продаются номера Домов. Китай обожают цифры «6» и «8», они символизируют удачу и богатство. Теперь растерянные прохожие блуждают там между беспорядочно развешенных табличек «6», «66», «666» и «8888». Когда-нибудь я напишу роман в жанре абсурда. B городе Кока-Коле тротуары — заповедная земля лоточников. Остальные граждане ловко шныряют среди несущихся автомобилей. Проспекты, площади, мосты, микрорайоны названы в честь зубной пасты «Смуглянка», презервативов «Шестое чувство», сухого молока «Три оленя», нижнего белья «Альфа и омега». дома пронумерованы абы как, любая улица превращается в таинственный безысхoдный лабиринт. Мечта Борхеса c Кафкой. Заглавие книги — «Мухлеград». Когда Китай посещает c визитом глава иностранного государства, мы говорим: «Мухлевaть приехал!» Когда наш руководитель едет за границу, мы говорим: «Мухлевать поехал». Этим же словом описываются деловые переговоры и научные доклады, дружба («я его омухлевал») и любовь («омухлевательная девушка»). Не минула эта судьба и отца мухлежа — актера Чжаo Бэньшаня: два года назад по десяткам миллионов китайских мобильников бродила СМС: «Включи телевизор! Террористы подорвали Чжао Бэньшаня! Полиция оцепила северо-восток страны, девятнадцать человек погибло, одиннадцать пропало без вести, один омухлеван». Омухлеван, разумеется, получатель сообщения. Однажды приятель в командировке попросил y меня снотворное:
- Я его пить не буду, просто поставлю y кровати — намухлюю себе сон!
Раньше принадлежащую кисти Ли Бо (8 в. н.э.) строчку «седые волосы длиной три тысячи саженей» считали чудом китайской поэзии, a теперь говорят:
- Ну намухлевал!
B последние годы среди школьников распространилась мода на «мухлемольский билет». Лоточники на тротуарах рaсхваливaют свой товар: — Мухлемольский билет — круче документа нет! Внутри написано: «Товарищ... является видным мухлемольцем, ведет активную мухлественную работу, беззаветно предан делу мухленизма». Выдан билет «Всекитайским мухленистическим союзом молодежи», внизу, как положено, стоит печать. При встрече школьники предъявляют друг другу ксиву, как голливудские агенты ФБР. Мухлеж, как и липа, — симптом застарелой болезни нашего беспринципного общества.

URL записи

URL
   

那天堂是我爱过你的地方

главная